Знакомство с убийцей

Я ожидала окончания съемок и своего участия в этом всём в определённую дату (середина сентября, потом начало октября, потом середина октября и т.д.) прежде, чем поняла, что определённости никакой нет, и всё это может длиться бесконечно, насколько хватит фантазии Ильи. Поэтому я сама должна решить, когда уйти, а не уповать на какое-то расписание, или какой-то план. Решимость идти до конца сменялась периодически сомнениями: «Может прямо сейчас взять сумку и сбежать в Москву». Даже когда Денис ещё был рядом, я прямо под камерой ему говорила: «А давай убежим вместе!» и смеялась. Но убежать хотелось настолько же сильно, насколько интересно было дотянуть до конца. Но что будет в конце, я понятия не имела и даже не пыталась представить. Я была убеждена, что если уйду прямо сейчас, то потом буду грызть себя за то, что поддалась временной слабости. Поэтому, когда я выходила в город и гуляла с музыкой в ушах (АукцЫон со временем сменился на Rammstein), я с эйфорией и пафосом думала о том, что вернусь всё-таки в этот театр и доживу свою роль до конца, не покину сцену сама. Даже если я там умру, что ж, пусть это тогда эффектно заснимут. Это было бы сильно, усмехнулась я про себя. Но отпуск я всё-таки выпросила на 4 дня где-то в начале октября (спустя 2,5 месяца работы без выходных) и даже какую-то жалкую денежную подачку.
Когда Коля уехал, Нора не разрешила мне ночевать на его кровати, а защитить меня уже было некому, так что я стала уходить в город к Насте на ночь при возможности. Когда Настя ложилась спать, я ещё какое-то время сидела за её ноутбуком в наушниках и слушала Колиного сочинения популярные песни в его исполнении. Мне так нравилась эта простота в них, современная простая жизнь без всякого пафоса искусства, требующего жертв и страданий, и какая-то трогательность, несмотря на то, что они попсовые, а я ненавидела попсу тогда, да и он сам их не любил, и считал, и продолжает считать себя заложником их популярности. И в то же время, как же талантлива его классическая музыка (он переходил тогда на последний курс консерватории и писал оперу о Янисе).
Чем дальше я погружалась в так называемое «советское», тем больше мне нравилось всё современное. Очень хотелось домой - устроиться на современную работу, работать по графику, который не забирает у меня себя, ходить на выставки в Москве, ходить в гости к друзьям, носить ту одежду, которую захочется, купить в свою комнату такую мебель, которую самой захочется. Вернуть, наконец, себе себя. И ещё очень хотелось общаться с Колей вне всего этого маскарада, узнать его настоящего и познакомить его с настоящей собой.
В один спокойный, свободный от «фиксации» день Нора поехала в детдом к тому самому мальчику, который играл Дениса в возрасте ребёнка. И хотя я не знаю лично этого мальчика, а только по её немногочисленным рассказам, чувствовалось, что она очень переживает эту историю, как будто бы она приручила этого мальчика и теперь за него в ответе, и считает своим долгом навещать его. Я осталась одна в квартире, если не считать малоподвижного Дау, который без предупреждения нигде не возникнет, как Нора, а позовёт обязательно, или позвонит колокольчиком, если ему что-то понадобится. Поэтому можно было ненадолго расслабиться. Я закрыла входную дверь на ключ, оделась в свою красивую сорочку и симпатичный бирюзовый халат с цветами вместо рабочего платья, открыла сама бутылку шампанского и пошла с ней в детскую. После того, как Трифонов поручил мне открыть как-то шампанское и разлить им, мне теперь это было нестрашно, мне прям даже понравилось «стрелять» пробкой по пространству. Жаль, нельзя было открыть много-много бутылок шампанского, у меня вполне себе была потребность хорошенько пострелять. Но поскольку такой возможности не было, мне ничего не оставалось, как испить эту бутылку. В детской я ставила на патефон все пластинки, которые отыскала в комнате и некоторые слушала. Нашла среди них «Весну священную» Стравинского, на которую обратил моё внимание Коля, и её послушала, вспоминая наши весёлые встречи. Самое тёплое для меня в наших отношениях осталось за кадром. В кадре же мы были словно два потерявшихся больших ребёнка. Я скучала по его великолепным рукам, страстно танцующим на клавишах пианино пальцам, извлекающим из этой неживой громадины живые произведения, которые словно духи вылетали и растворялись в этом пространстве, подпитывая ещё больше его невероятную атмосферу. Каждому персонажу Института он играл, импровизируя, свою мелодию с характером этого персонажа.
 
А ночами, если я не уходила к Насте, когда Нора уже засыпала на своей кровати на втором этаже, я садилась в своей комнате на подоконник с открытым окном, и слушала Эрика Сати. Его музыка по счастливому совпадению где-то в это время и включалась, и я ждала этого момента с трепетом. И смотрела на ночной Институт – он был совсем не так жуток, как днём или во время «фиксации», приглушенные огни фонарей и эта музыка делали его романтичным. Особенно мне нравилось освещаемая ночным светом лестница, называемая «Дорога к богу», в виде буквы Х. Я писала какие-то записи в дневнике, который через несколько лет сожгу в порыве гнева, о своих сумасшедших эмоциях, а порой и о спокойных чувствах, но очень редко о вторых. Обстоятельства я уже не соблюдала и писала не только в контексте 1960-х годов, которые были в Институте, но и в контексте современного 2011-го, включающего и съемочную группу, и Илью. Коля уехал, и я хотела тоже уехать вслед за ним, чтобы поближе познакомиться вне сцены, как живые настоящие люди, а не какие-то куклы на непонятной сцене. Но Институт меня держал, или я держалась сама, но не за Институт, а за творческий процесс режиссёра, мне было интересно продолжить этот мой личный опыт в нём. Мне было интересно, сколько я смогу выдержать ещё, пройду ли я этот тест, настоящая ли я актриса, или «московский задохлик», как однажды в шутку назвала меня Нора, потом красуясь собой и гордо говоря что-то на непонятном мне украинском языке. Я родилась в Москве, на окраине, и всю жизнь прожила в Москве до того времени, как переехала в Харьков, никуда не уезжая больше, чем на 3 месяца (самое большее по времени – это лагерь «Солнышко» три месяца, самое дальнее – Соловки на две недели с родителями и их друзьями с интересными и тяжёлыми экскурсиями про ГУЛАГ главным образом). Так что это был эксперимент над собой, сколько я ещё смогу выдержать и не сломаться во имя Искусства. Да и что тут такого, собственно? Еда есть в изобилии, вода есть, роскошная ванная есть, кровать есть, возможность уединиться время от времени даже есть, и в то же время много интересных людей вокруг, вчера, например, вспомнила, что общалась очень тепло с медсестрой Дарьей. В соседнем Д1 молодые ребята и девушки, хотя с ними общалась совсем немного, но было от этого общения чувство, что я не какая-то загнанная серая мышь, а вполне себе человек, с которым можно общаться, который может быть интересным, а не только функцией, которую юзают на огромном проекте. Остальным, в целом, было не до меня, все были охвачены работой. Для Любви из отдела К, например, которая в самом начале восхитилась мной, я стала невидимой, она даже не поздоровалась со мной, когда вошла в Д2 зачем-то, вообще, ноль внимания, как к человеку. Я так и чувствовала себя – функцией. А как иначе? За старым Дау было стыдно выносить горшок каждое утро, туалет мыть было стыдно, и мыть полы стыдно, я даже маме, которая по телефону докапывалась, чем я тут занимаюсь, рассказывала, что всё тут понарошку, что я только время от времени пылесошу пол, ну у меня же роль такая, но это ерунда – пыталась заверить я её. Мама вздыхала, мол у тебя высшее образование, а устраиваешься на такие работы.
Съемочный блок 1966-года сменился 1968-м. К счастью ремонта с ядовитыми испарениями уже не было. Даже мебель не перетаскивали. Кстати, в детской и в Д1 мебель была пошлейшая в виде фаллосов каких-то мудацких цветов – желтоватого и коричневатого, отвратительно сочетающихся друг с другом. И это всё на контрастно синем фоне. Персонажей тоже слегка изменили. Катя Эртель, главный художник по гриму и прическам, долго работала над моей шевелюрой, была очень серьёзна и сурова. В итоге, мне каждый день стали делать большой начёс, состаривать лицо чуть больше, уже под 36 лет, плюс ещё я обязана была подкрашивать губы красной помадой. Это при том, что косметику я ненавижу. Это всё уже делала не строгая важная Катя, а другие девушки из гримерной, простые харьковчанки, с которыми мне было хорошо, я вспоминала, что есть ещё «я», хотя они тоже, бывало, страдали и жаловались на что-нибудь. Судя по кое-какому факту, в отделе Г я так расслаблялась по сравнению с тем, как чувствовала себя в Институте... Платье теперь у меня было коричневое с цветами, тоже бывшее Норино, а также появилось тяжёлое серое пальто, и роскошный, но уже поношенный Норой, узорчатый розово-красный стеганый халат в пол. Тяжёлый земляной свитер остался со мной. Я ненавидела это лицо в зеркале, но не признавалась себе в этом.
Когда ещё не было съемок, могли просто приезжать какие-то важные гости в Институт. И нужно было всем обитателям Института быть готовыми к их визиту. Я уже не помню, какие гости, когда были, но посещение одной гостьи я запомнила. Нас подготовили в отделе Г, шла ночь, нам нельзя было ложиться спать, пока гостья не посетит нас. И мы с Норой ждали, я всё-таки ложилась на кровать слегка подремать, но это ничего не давало, только ещё больше выматывало, когда неожиданно нужно было просыпаться. И вот, в 5 утра, наконец-то, вошла важная дама. Нора провела ей экскурсию, от меня особо ничего не требовалось, максимум показаться и поздороваться. Я так и сделала и дожидалась где-то в стороне, когда они обойдут всю квартиру. И вот, наконец-то, гостья ушла. Нора тут же сказала мне: «Тебе не кажется, что Чулпан Хаматова неестественная, неживая? Какая-то она манерная, театральная», - или что-то в этом духе. Я подумала про себя: «Оказывается, эта скучная тётка та самая Чулпан Хаматова, которая меня покорила не так давно в фильме «Время танцора». Мне теперь совершенно наплевать на неё, что интересно. Скорее лечь спать, заебали уже все они!»
Ещё один гость мне запомнился. Это было уже днём, я была относительно выспавшаяся. Молодые физики уже уехали, остались только девушки лаборантки, ну и старая гвардия учёных и их жён. Так вот, гость был молодым человеком эндоморфного телосложения, но спортивным, фанатично следящим за своим здоровьем, одетым в серое пальто, в очках, в кепке-восьмиклинке, кажется. Он напомнил мне моего друга фотографа, необычного человека, которого я обожала тогда. Но благодаря его речам он ассоциировался у меня с персонажем из романа «Бесы» Достоевского. Он увлеченно говорил с Норой, у меня была возможность слушать и наблюдать за ним, я это и делала. И даже стояла там и смотрела на него, не чувствуя себя третей лишней в разговоре, как обычно, потому что он не раздражался моим присутствием, а наоборот чувствовалось, что получает удовольствие от наличия зрителей и сиял во вниманиии. Запомнился момент, когда он с гордостью рассказывал, какие испытания сам себе устраивает, одно из них – проспать на гвоздях всю ночь. Нора спрашивает: - А зачем вам это нужно? Он отвечает: - Чтобы понять, насколько моё тело способно выдержать, понять его возможности. Я про себя подумала: «Ох, это же прям про меня, не это ли я сама с собой проделываю, конечно, не на гвоздях сплю, но не то же ли я проделываю со своей душой?»
Подпишитесь на рассылку
Подпишитесь на рассылку
и я буду информировать вас
о новых публикациях
Спасибо, Ваш email записан.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Вы успешно отписались от рассылки обновлений этого блога

Добро пожаловать на Анна Кладония

Пожалуйста, подтвердите, что вам исполнилось 18 лет
Этот сайт содержит материалы, предназначенные только для взрослых (18+)