Тюрьма

Надзиратели через первый этаж студии вышли с нами из неё через какой-то другой вход, которого я до этого не знала, прошли немного по улице вдоль сооружения, и ввели нас в какой-то коридор, куда не проникал дневной свет, с металлическими дверями. Всё было выкрашено в какого-то зеленовато-желтый цвет (цвет болезни) с настоящими замками-щеколдами. Там было относительно чисто, сухо, но жутко. И как будто долго никого не было до нас. Меня ввели в одну камеру, заперли в ней, а Настю в соседнюю. Я обнаружила в «своей» камере металлические нары - две снизу и две сверху, как в купе поезда, только побольше и попросторнее. Забралась на одну из них, которая повыше. В углу, справа от двери, было отверстие, обрамленное как бы подножьями, на которые нужно встать, если необходимо справить нужду. Я вначале понадеялась, что мне не придётся этого сделать. Если сама я многое уже забыла, то тело помнит всё.
Про «доносы» всякие, «линии, разделяющие добро и зло, проходящие через каждое сердце», я ещё не парилась до того момента, потому что ни Шаламова, ни Солженицына, ни статьи Новой Газеты я не читала. О настоящих тюрьмах я не представляла себе ничего, потому что смотрела только какое-то западное или «доброе советское» кино, а также мультфильмы в детстве, при просмотре которых я ловила себя на подобных мыслях: «Было бы интересно прожить этот опыт персонажей, которых схватили под стражу и заперли» (о чём поверила Инне ещё на кастинге). Поэтому я не особенно смутилась всем происходящим, мне казалось всё логичным. Играть так играть во всё это, вот так бывает снимают кино и готовят актёров к их ролям.
Однако, я серьёзно задумалась над вопросом, что мне сказать, когда у меня потребуют объяснений, и вспомнила слова своей мамы (чей авторитет для меня ещё был далек от полного разрушения): «Если не знаешь, что говорить, говори правду». С одной стороны я отдавала себе отчёт, а с другой забывала, что это игра и я могу фантазировать вдоволь, а не поступать по шаблону, навязанному мамой, воспитателями, учителями и прочими наставниками.
Сначала мы перекрикивались с Настей. Надзиратели пытались нас успокоить, даже запугать какими-то угрозами, но мы продолжали перекрикиваться: «МЫ ТРЕБУЕМ СПРАВЕДЛИВОСТИ!» «ТРЕБУЕМ! ТРЕБУЕМ! ТРЕБУЕМ!!!» «АНЯ!!! КАК ТЫ ТАМ???» «НОРМАЛЬНО!!!» «НАСТЯ, КАК ТЫ ТАМ???» «У МЕНЯ ЭКЗАМЕН ЗАВТРА СУТРА, ОТПУСТИТЕ МЕНЯ, ПОЖАЛУЙСТА!!!» - кричала Настя надзирателям. Это единственное, что меня тогда всерьёз смутило, и я никак не смогла это оправдать ни тогда, не впоследствии для себя, что Настю держали в заточении против её воли. Ладно я, псих ещё тот, всегда была ебанутой на голову, и готова была к такому опыту, но Настю то зачем они держат, это был явный перебор. Охранник, которому всё это надоело, перевел меня, кажется, в другую камеру подальше от Насти. И мы оказались с ней друг от друга так далеко, что даже если кричать со всей силы, то уже слов не разберёшь. И мы лишь иногда посылали друг другу крики, но со временем устали и перестали. А ещё в металлической двери была такая дыра, через которую периодически заглядывал в камеру глаз кагэбиста. Я снова легла на второй этаж уже других нар, но тоже металлических. Одеяло ещё не принесли, и я лежала на голом металле в своём сиреневом платье, чулках и тапочках. Белья я тоже одела минимум, лифчик и сорочку под платье я вообще во все эти месяцы редко надевала, только когда был риск засветиться раздевающейся в камере Юргеса, ибо материал, который снимался на неё, передавался на «плэйбэк», где сидел «страшный и ужасный» режиссёр. Т.е. я почти не была стеснена одеждой и бельём.
Интереснее даже не то, что происходило со мной, а те ощущения, которые я испытывала внутри себя. Я легла в позе эмбриона и ушла в какой-то свой внутренний трип. Я испытала что-то вроде наркотического опьянения, разве только узоров и галлюцинаций не было в глазах, но были невероятно острые, приятные ощущения полёта тела где-то в космосе. Наркотики зло, если что, и любая зависимость – это кредит в банке энергии. Сначала ты берёшь в каком-то Дьявол-Банке кредит, но спустя какое-то время приходится расплачиваться с большими процентами, и можно ввязаться в такую кредитную кабалу, что придётся потом снова и снова где-то брать кредит, чтобы не сойти сума от осознания обрушающейся на тебя реальности. И я где-то в космосе установила такую связь с этим «банком». Я даже что-то почувствовала к режиссёру – устроителю и капитану всего этого, какое-то особое чувство привязанности, за счёт того, что «благодаря» ему я достигла ощущения космоса. Такого не было даже в школе со мной, хотя похожие чувства я испытывала, например, к учителям, ведь я вынуждена была туда ходить, сидеть за партой, подчиняться учителю и терпеть долгие скучные уроки.
Опасная ловушка тут в том, что испытав это невероятное ощущение в подавляющих и разрушающих тебя условиях, начинаешь присваивать это себе, считать особенностью своего характера, а потом стигматизировать и винить себя. И это разрушает психику, если не отрефлексируешь в себе (не без помощи тех, кому ты небезразлична), что ты не виновата в том, что тобой воспользовались, поиграли на чувствах, поломали, а потом выбросили, как больше не нужную вещь.
Не помню, что было в каком порядке дальше, наверное сначала меня повели на первый допрос. Или это ещё даже не допрос был, просто переодевшаяся в советское Вера сообщила мне, что следователь ещё не приехал, поэтому нам придётся подождать. Конечно, она хотела узнать мою реакцию и донести Илье, теперь осознаю я. Потом приходил тот самый добрый охранник, который спасал нас от Трифонова. Реакция его была потрясающей – он сетовал, что Илья безумец, что таких красивых девушек закрыл в какой-то своей безумной тюрьме, говорил: «Я здесь два года работаю кагэбэшником, я вообще-то по жизни работаю охранником в супермаркете по графику 2/2, а здесь работаю в остальное время, потому что мне интересно, что ещё тут натворит этот безумец». Позже он принёс мне бутерброды с колбасой и с какими-то овощами (кажется, бутеры он взял для себя на работу, но решил их пожертвовать для нас с Настей), чай с лимоном и половину той самой шоколадки, которой мы отблагодарили его с Настей за то, что спрятал нас от «зверя». И умолял никому не рассказывать об этом всём.
Потом снова металлическую дверь откупорили и уже другой гэбист, совсем другой по характеру, приказал мне идти на допрос с ним: «Руки за спину», - с ненавидящим тоном сказал он. Вид его был сухой, он напоминал высохшее безжизненное старое дерево, на котором проросли только трутовики. Не помню, знала ли я тогда, что Илья нанимает настоящих сотрудников тюрьмы для участия в его проекте, но да, пожалуй, уже знала. И что следователя у них играет настоящий следователь, тоже знала. Или почуяла, когда увидела его.
Но первый допрос провёл ещё не следователь, а Вера с Инной, переодетые в советские костюмы. Это был забавный спектакль, с зажжённой свечой на столе, которая освещала их лица снизу вверх и делала их более устрашающими (тогда я, как фотограф, уже знала этот приём в фотографии и кинематографии). Но интерьер был «шикарным» - настоящая тюрьма, настоящее логово следователя. Тоже какие-то нары вокруг, стол металлический, за которым мы сидели на каких-то тоже жёстких сидениях. Жаль, что не помню или невнимательно рассмотрела, что ещё вокруг было, а там точно было что отметить, судя по моим ощущениям. Я улыбалась, как нахулиганившая ученица, а они строго со мной говорили, спросили, что произошло, отчитали меня за то, что я впустила в чужой дом чужого человека. «Если ты работаешь в этом доме, это не значит, что ты можешь водить туда своих подруг» - что-то в этом духе строго сказала Инна. Я повелась и смутилась в какой-то миг и уже не улыбалась. Внешность Инны я уже описывала, стоит немного описать Веру. Она всего на год старше меня, но я ощущала, что намного больше. Она была полноватая внешне и решительная. Например, однажды в студии в неформальной неинститутской обстановке я сидела с ней и с её знакомой в компании за столом, и была свидетелем, как она абсолютно не выспавшаяся сетовала на то, что давно уже не высыпалась нормально, и уже давно перестала мечтать об этом. Затем меня снова привёл в камеру тот сухой высокий кагэбист и запер, а я снова погрузилась в свой психодел. Через какое-то время принесли одеяло, и вручили алюминиевую миску с овсяной кашей и алюминиевую кружку с чаем. На это я очень громко расхохоталась, что очень не понравилось гэбисту за дверью и он что-то проволчал, но я не могла остановиться. Я даже специально хохотала так громко, чтобы Настя услышала. И слышала, как где-то вдалеке и Настя хохочет мне в ответ. Кашу я доела полностью, чтобы доиграть этот спектакль до конца, хотя не особо хотела есть после вкусных бутербродов. Впрочем, каша тоже была вкусной.
 
Подпишитесь на рассылку
Подпишитесь на рассылку
и я буду информировать вас
о новых публикациях
Спасибо, Ваш email записан.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Вы успешно отписались от рассылки обновлений этого блога

Добро пожаловать на Анна Кладония

Пожалуйста, подтвердите, что вам исполнилось 18 лет
Этот сайт содержит материалы, предназначенные только для взрослых (18+)