Кастинг
Оставь одежду всяк сюда входящий
Как меня туда занесло? Всё началось прекрасным весенним днём в конце апреля 2011 года, когда мы с моим другом фотографом гуляли по Москве, обсуждали совместные творческие планы, а также я делилась тем, как тяжело мне после окончания универа искать работу по специальности. Я тогда по его совету разослала ровно 100 резюме в 100 московских ландшафтных бюро и съездила на 3 собеседования, на которые меня позвали. Друг мне даже подарил деньги на то, чтобы я занялась изучением английского языка, я тогда уже записалась в школу EF и оплатила 1-й уровень (там была возможность впоследствии заграницу поехать зарабатывать, в Ирландию, кажется, и более углублённо заниматься языком).
Мне позвонили с украинского номера, когда мы гуляли по проспекту Вернадского. Приятный дружелюбный женский голос рассказал мне завораживающую историю о том, как они в Харькове снимают фильм про гениального советского физика и ищут актрису на роль его любовницы. При слове «сниматься кино» у меня тогда весь мир уходил из-под ног, насколько я мечтала с 7 лет сняться в кино! Я даже подумывала в подростковом возрасте поступать во ВГИК на актёрский, но потом сама же себя осекала: «Ну куда уж тебе, ты бездарность, ты никакая, ты ленивая». И в конце концов поступила на ландшафтный, куда мама меня привела, где было всего 4 человека на место, в отличие от актёрского, где было по слухам 100 человек на место. Поэтому я сразу загорелась, когда Ася (так звали позвонившую девушку) спросила, готова ли я поехать на кастинг прямо завтра. Мы оплатим билеты туда и обратно, накормим и всё такое, - говорила она. Впрочем, я немного посопротивлялась тому, что всё развивалось так стремительно, хотела отложить хотя бы на три дня, но они упрашивали приехать срочно. И через сутки я уже тряслась в поезде, направлявшемся в сторону Украины, охваченная эйфорией от кончиков пальцев рук и ног до самой макушки. Эйфория меня охватила даже несмотря на то, что весь день я читала отзывы в интернете про съемки этого фильма (проектом тогда его ещё не называли) и мне было плохо и тревожно, я даже сомневалась, ехать ли вообще, настолько жуткие слухи там описывались, какой ужасный садист режиссёр, как там впахивают все и какая там гнетущая атмосфера, как люди не досыпают, з/п задерживают, а на съемках непрофессиональные актёры, потому что всё по-настоящему и в эротических сценах заставляют заниматься сексом по-настоящему. Но азарт и надежда исполнить свою детскую мечту сняться в кино взяли верх и я решилась ехать. И когда поезд тронулся, и я осознала, что пути назад нет, меня охватил дух приключения.
Наутро поезд подъехал к перрону Харькова. Меня должен был встретить их водитель с табличкой. Я боялась, что его не окажется или это будет какой-нибудь маньяк. Но водитель встретил меня и оказался приятным мужчиной. Когда приехали на киностудию и я встретилась с Асей, всей в белом, я тут же почувствовала глубокое облегчение – настолько милая девушка она оказалась! И насколько милые люди меня встречали! Сначала накормили замечательные повара на студии (там ещё ходили все в современном) на втором этаже, Ася мне рассказала всё, что можно, о проекте, показала множество различных альбомов и книг с иллюстрациями, я прихуела от грандиозности того, что уже сделано и от планов, которые ещё впереди. Судя по иллюстрациям костюмов, которые там подбирали, прорисовки сцен, фотографиям уже отснятых сцен, там работают очень талантливые и горящие своим делом люди. Меня это очень вдохновило.
Потом меня проводили на первый этаж в костюмерную. Там я познакомилась с Любовью – художницей по костюмам, и Ириной, другой художницей по костюмам (они работали в разных помещениях), из радио доносилась душевная советская музыка. Любовь – очень приятная девушка, которая восхитилась мной и выразила (как мне показалось, искренне) надежду, что я буду у них работать, потому что я ей очень понравилась. Да, меня и Ирина, и Любовь переодевали в разные одёжки и обувь советского времени, подбирали бельё, я чувствовала себя кинозвездой. Меня переодели и сделали какую-то простенькую, но милую советскую причёску для того, чтобы просто представить меня режиссёрам и главному режиссёру всего этого – Илье Хржановскому. Я тогда ещё не представляла, как он выглядит и кто это такой, его первый художественный фильм, который он снимал 4 года (он так и называется – «4»), я тогда ещё не посмотрела. И сфотографировали меня. Фотограф была молодая девушка, которая, похоже, устала от рутины, она была спокойна со мной. Какое-то время я сидела на первом этаже рядом со входом в Институт. Институт – гигантская декорация к фильму, построенная и оборудованная так, что в ней можно было жить месяцами. Где-то в глубине, кажется, этого входа, стояли два охранника в чёрном (я запомнила галифе, это было для меня шоком), а также туда-сюда ходила миниатюрная, но мужеподобная женщина тоже в тёмном советском, она ассоциировалась у меня с лозунгом «Слава Революции!». Я тогда ещё не знала историю, в школе у меня были тщетные попытки её понять, поэтому что-то об СССР 30-х, 40-х и 50-х я смутно себе представляла что-то только из фильмов и художественной литературы. Хотя друг фотограф уже к тому времени заставил меня прочесть Архипелаг ГУЛАГ Солженицына. Так что всё-таки я была в теме.
Потом меня вернули на 2-й этаж, где тусили режиссёры, монтажеры, операторы, звукооператоры и т.п. Ася познакомила меня со своей семьёй, которую она обрела на съемках этого фильма, муж её – оператор, а где-то на одном из диванчиков, которых там было достаточно, играл их сын. Диваны были все в советском стиле, но в студии было светло и хорошо, потому что отделку никто не менял на советскую.
Ася рассказала, что они планируют всё лето снимать блок под названием «Квартира Ани», который будет посвящён мне, если я понравлюсь режиссёрам (или режиссёру, я не помню). Они были в процессе переговоров с владельцами каких-то сохранившихся с советских времён коммунальных квартир, чтобы прям там жили персонажи и прям снимать. И они видели это так, что я там поселюсь, спросили меня, чем я занимаюсь, я сказала, что я вообще-то фотограф, снимаю на плёнку, проявляю её сама и даже имею опыт ручной печати. Они обещали, что специально для меня оборудуют тёмную комнату со всем оборудованием для этого. Если, конечно, я понравлюсь режиссёру, с бьющимся сердцем думала я. А зарплату обещали 700$ в месяц.
Со мной потом пообщалась Инна, которой я в эмоциональном порыве доверила такие свои тёмные стороны души (и даже кое-какие фетиши), что до сих пор сама себе поражаюсь. Мне хотелось впечатлить её. Асе тоже о чём-то из этого рассказала, а вот Вере нет. Вера тогда меня напугала чем-то. После общения с ней на премьере в Париже в 2019 году я отрефлексировала, что часто она общается пассивно-агрессивно. Потом мне нужно было подождать, когда меня позовёт Илья к себе в кабинет. Тот самый Илья, которого в сети описывали как тирана и диктатора на съемочной площадке, а Ася назвала его перфекционистом, который требует, чтобы всё было идеально. Я ждала...